dersay (dersay) wrote,
dersay
dersay

Category:

Вознесение Александра Великого на небеса или Тайна власти

Управление злом

Власть. Страшное и загадочное слово. Профанам кажется, что это всего лишь некие должности, которые занимают какие-то, чаще всего глупые люди, и стоит только скинуть и заменить их новыми, как в холодильнике прибавится сосисок и подешевеют электрички.

Но это не так. Власть – понятие сакральное, мистическое, трудно объяснимое. Человек Богом создан, как существо абсолютно свободное, поэтому любая власть над ним, кроме власти Бога, является оскорблением и прямым вызовом Творцу. Но власть необходима в человеческом обществе для сохранения порядка и организации жизни социума. Поэтому Бог допускает и благословляет некоторые власти, стелит перед ними дорогу, усыпает победами и славой. А другим почему-то противится.

И порой совершенно непонятно – почему Бог попускает те или иные власти, хотя они могут быть абсолютно богоборческими и выглядеть, как абсолютное зло. Многим кажется, что с ними нужно бороться. А оказывается, что на самом деле борются они с замыслом Бога. Пути Его неисповедимы. Откуда эти борцы знают, что задумал Бог? Что произойдет дальше?

У Бога нет времени. Он управляет причинами в прошлом, а история – это всего лишь следствия тех причин в будущем.

Мудрый человек понимает и видит эту колоссальную комбинацию, этот грандиозный план. Глупый и поверхностный – не видит ничего дальше собственного носа, поэтому примитивно реагирует на доступные ему раздражители.

Например, Бог посылает засуху, неурожай и мор. Недалекие люди ропщут на власти и Бога, а в это время огромная орда решает не идти в эту разоренную область и поворачивает в другую сторону. Несчастья на данном примере спасли страну. Но это нужно уметь видеть сверху, над картой происходящих событий, а не внутри их. Не всем это дано. Лишь тем, кому Бог открыл свои замыслы и дал Власть над другими, над теми, кто ничего не видит. Над теми, кто ропщет и клянет свои трудности. Кто ржет, возмущается и матерится, когда ему указывают на недоступные его восприятию причины (знакомая ситуация?). Кто стремится все себе испортить, как неразумное дитя, бегущее от няни на проезжую часть.

Но из любви к нему, няня должна применить власть, безжалостно и жестко поймать ребенка за шкирку, и вернуть в песочницу, как бы оно при этом не изворачивалось и пронзительно не визжало, требуя свободы.

Народная мудрость ёмко характеризует такие случаи выражением «нет худа без добра». И действительно «худо», то есть зло, обречено приносить пользу добру. В этом Великое Проклятие падшего херувима. Каждый его шаг, направленный против Бога, в результате оборачивается поражением. Помните у классика: «Я тот, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо»…

Поэтому Бог часто допускает свершиться злу, и делает это во благо. Возможно, нами пока еще не понятое благо, но обязательно во благо.

Часто приходится слышать: «Если бы Бог был, он не допустил бы войн и болезней». «Если Он есть, значит, Он никакой не добрый, он злой Бог!». Это – суждения тех самых наивных детей, которые ничего не понимают и нуждаются в строгой няне, то есть во власти над ними.

Теперь о том, что подвигло меня к написанию этого материала. Много буков, но есть смысл потратить время.

Изучая архитектуру домонгольской Руси, я с удивлением обратил внимание на обилие непонятных мне символов в каменной резьбе соборов Владимирского княжества. После Разгрома смысл всей этой символики нами был утрачен, и потом она уже редко повторялась в таком количестве. Нет, встречались, конечно, разные грифоны, китоврасы и полканы и в более поздних образцах архитектуры и декоративного искусства, но уже без смысла, просто, как традиционный графический элемент. А тут, на стенах белокаменных соборов мы видим явно осознанное символическое письмо, какую-то закодированную информацию, понятную людям того далекого времени и непонятную нам. При этом нужно учесть то обстоятельство, что возводились эти храмы не как обычные церкви, а как знаки сакральной Власти Великого Князя и зашифрованная в каменной резьбе информация не могла этого не отражать. Князь, строя эти памятники, как бы демонстрировал и объяснял подданным свое право на Власть истинную, не самозваную, легитимную, данную ему свыше. Власть от Бога.

И подданные, прекрасно знакомые со смыслами этих символов, со стен соборов считывали нужную информацию. Это наши искусствоведы, привыкшие к современному безответственному и бессмысленному искусству, полагают, что древние зодчие просто так самовыразились, украсив эти стены кружевами каменной резьбы. Чисто ради эстетического удовольствия. Нет, в то время люди были конкретные, как бы сейчас сказали, и просто так, от балды, ничего не делали.

Теперь нам трудно в подробностях восстановить полный смысл посланий, высеченных русскими князьями в камне на века, а значит – для потомков, для нас. Мы утратили тот язык. Но мы попытаемся восстановить хоть что-то.

Самая удивительная композиция, присутствующая на всех резных соборах, значение которой поначалу меня повергло в ступор и тупое недоумение – Вознесение. Казалось бы, чего странного? Обычное дело – христианский храм и христианская композиция. Но Вознесение оказалось не Христово, и даже не Богородицы, а… не падайте со стула - Александра Македонского.

Да, да! Вознесение на небеса Александра Македонского… Того самого… На православных соборах… Откуда? Хоть стой, хоть падай.

Современные ревнители православных традиций за такое предали бы анафеме в кубе и нашинковали бы своими дотошными зубками на мелкий фарш любого, кто такое бы позволил. А в 12-м веке Вознесение языческого царя Александра Македонского абсолютно спокойно изображали на самых знаковых сооружениях государства. Да еще и не на одном, а на всех самых знаковых сооружениях. Ну не может это быть просто блажью художников или князей.

Я стал копать. Оказалось, что этот сюжет был весьма распространен в Средние века в Византии и Западной Римской Империи. И чаще всего изображался на коронах и диадемах. А значит, он каким-то образом олицетворял идею власти. Причем не просто власти, а власти от Бога.

Но почему Александр Македонский? Почему Вознесение? Разве он, подобно Христу, Богородице, праотцу Еноху и Илье пророку вознеся на небеса? Ведь мы знаем, что великий завоеватель умер в Вавилоне то ли перепивши, то ли переевши, то ли был отравлен. Но, оказывается, есть предание о его вознесении, ставшее популярным в период осознания первыми христианскими государствами сакральности царской власти. Предание это было заимствовано из античной книги якобы соратника и биографа Александра Великого –Каллисфена. Но известно, что автор умер раньше самого полководца и не мог знать того, что было после его кончины. Поэтому в науке его принято условно называть Псевдо-Каллисфеном.

Так вот, этот автор утверждает, что Александр после смерти был вознесен на небо двумя грифонами. Хотя мы прекрасно знаем, что его тело после долгих скитаний было захоронено в Египте, как тело бога Амона-Ра и автор не мог этого не знать.

Скорее всего, сюжет о вознесении Македонского является символическим, как бы объясняющим античным современникам двойную природу Александра – человеческую и божественную. Ведь он перед народом и войском был признан верховным жрецом Египта, богом. А это обстоятельство наделяло его той самой сакральной, неоспоримой простыми людьми властью.

Не будем забывать, что Византия – это и есть Греция, откуда родом был Александр Великий, но она одновременно и центр Римской Империи, перенесенный сюда из Рима Императором Константином. А Рим, в свое время, покорил Египет Птолемеев, наследников Александра, и воспринял египетских богов с египетскими мистериями. В общем, все переплелось в один узел, в одну античную традицию. Александр был человеком, а стал богом в Греции, Египте и Риме. И изображалось это событие, как Вознесение.

Таким образом, Александр стал символом сакральной власти во всем античном мире. И даже с пришествием христианства он сохранился, но уже не как бог, а всего лишь как знак, как понятный современникам логотип, обозначающий священную власть. Символы имеют только то значение, которое в него вкладывают люди. И ничего языческого в нем уже не осталось. А из Византии этот логотип попал на Русь, на стены дорогих каждому русскому человеку соборов домонгольской Руси.

Теперь, на мой взгляд, самое интересное: как же изображалось Вознесение Александра Великого?

В некоторых случаях, полководец сидит в какой-то гондоле или корзине, в некоторых на колеснице, в которую запряжены два грифона. И они старательно машут крыльями и тащат того на Небеса. Но не просто так из любви к Александру они это делают. Нет, хитроумный македонец на вытянутых руках держит неких животных, которых хотят пожрать грифоны, они тянутся к ним своими ужасными клювами, стараются допрыгнуть, но только поднимают выше и выше Александра. Как тот ослик, что бежит за морковкой на палочке, которую перед ним держит хитрый Насреддин.

Что же это может означать? Для начала нужно понять, что имели в виду древние люди, изображая грифона. Грифон – мифологическое существо, наполовину лев, наполовину орел. Первоначально смысловая нагрузка этого символа была резко отрицательной и означала силы зла. Позже, уже в Средние века, смысл изменился и стал означать двойную природу Христа – лев это плоть, орел это Бог. В таком модернизированном виде грифоны расселились по многочисленным гербам европейской знати.

Но в античные времена грифоны сопровождали богиню возмездия Немезиду и рвали каждого, к кому она приходила.

Таким образом, мы выяснили, что древние греки, римляне и египтяне к грифонам относились однозначно, как к существам злым и беспощадным.

Так выходит, Александр вознесся на доброе небо, используя злых грифонов? Так получается? И вот тут мы вспоминаем то, о чем говорили выше, помните: «Я тот, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо»? То есть сакральная власть имеет право и возможности использовать зло во благо. Она от Бога, Который выше сатаны, Который повелевает сатаной, Который проклял его на вечный сизифов труд – бороться с добром и бесконечно проигрывать, бесконечно укреплять добро, бесконечно возвышать Александра, пытаясь пожрать то, что он держит в руках.

Вот в чем загадочный смысл древнего символа. Властью, данной от Бога, Великий Князь мог и имел право использовать зло во благо – воевать, наказывать непослушных, казнить преступников, понуждать делать какие-то общественно-государственные работы, как возведение крепостей и укреплений, например. При помощи этого зла, власть создавала причины для будущих положительных событий. Обычная причинно-следственная связь.

Но кроме Законной Власти, никто не может использовать зло, потому что оно погубит и его самого, и тех, над кем самозванец попытается властвовать. Его суд будет неправедным, его войны – преступлениями, его наказания – избиениями, его казни – убийствами, его принуждения на работы – эксплуатацией.

Знакомая картина?

Да не порвут нас окончательно грифоны Немезиды...

Картинки тутhttp://dersay.livejournal.com/220388.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments